История оловянной миниатюры

Обаянию военной миниатюрной фигурки покорялись во все времена сердца не только мальчишек всех стран и народов, но и древнеегипетских фараонов, римских легионеров, китайских императоров, средневековых рыцарей, европейских королей и русских царей, а также и величайших полководцев современности: Фридриха II, Александра Суворова и Наполеона Бонапарта.

Изготавливались  фигурки воинов в древности из самых разных материалов: дерева, кости, бронзы и свинца. Не все они предназначались для игры, выполняя зачастую сакральные функции. Лишь со временем, когда стала совершенствоваться технология изготовления, миниатюрные воины получили широкое распространение среди самых разных слоёв населения многих государств. В XVII веке, когда в Европе был бум оловянного производства, началось массовое изготовление фигурок, предназначенных, в первую очередь, для детской игры. Законодателем моды стал тогда немецкий город Нюрнберг, мастера которого придумали способ изготовления дешёвых плоских фигурок, отличавшихся в то же время высоким качеством и  художественной выразительностью.

И в последующие столетия в европейских странах традиция производства миниатюрных солдатиков сохранялась и развивалась. Помимо игровых фигурок всё чаще многие мастера стали изготавливать настоящие произведения ювелирного  искусства и скульптуры. Отметился в этом жанре даже знаменитый Карл Фаберже, мастерская которого изготавливала фигурки солдат русской армии из полудрагоценных и драгоценных камней и металлов.

И сегодня в мире продолжают существовать параллельно эти два направления в изготовлении военно-исторической миниатюры - игровое и высокохудожественное. Так теперь принято называть этот жанр современного искусства. А то, что лучшие миниатюрные фигурки являются настоящими произведениями искусства, не подлежит никакому сомнению.

Искусство военно-исторической миниатюры – очень трудоёмкое и кропотливое дело, требующее от мастера скрупулёзной точности не только в процессе лепки, формовки и отливки фигуры, но и, что самое главное, при её раскрашивании. Многослойная роспись, занимает не то что дни, а целые недели, и едва ли не месяцы кропотливого труда «на затаённом дыхании»,  пока, наконец, художником не будет подобрана для каждой фигурки реалистическая и исторически достоверная цветовая гамма мундира, кожи амуниции, человеческого лица и рук, и даже земли и травы.
Кроме того, что каждый мастер стремится добиться наибольшей художественной выразительности своей работы, он ещё обязан с максимально возможной точностью отобразить на фигурке мельчайшие детали обмундирования, вооружения и амуниции, в точности соответствующие реальным образцам, которые имели настоящие солдаты, настоящих армий самых разных стран и эпох. Поэтому, мастеру военно-исторической миниатюры, чтобы  добиться исторической достоверности своих фигурок, приходится быть ещё и настоящим военным историком. Только тщательно изучив мундиры, награды, оружие, воинские уставы, тактику, традиции, и многие  другие самые разные аспекты военной истории можно пытаться создавать реалистичную миниатюру.

В настоящее время почти во всём цивилизованном мире искусство исторической миниатюры переживает небывалый расцвет. Десятки и даже сотни выставок проводятся ежегодно, европейские и мировые конкурсы собирают тысячи участников,  многие музеи основывают свои экспозиции исключительно на коллекциях исторических фигурок.  Печатаются книги, выпускаются специализированные журналы десятков наименований, каталоги многочисленных фирм, тиражирующих тысячами фигурки самых лучших мастеров мира, работающих в бесконечно разнообразных жанрах этого искусства.

Будем надеяться, что военно-историческая миниатюра, как жанр искусства, сочетающего в себе эстетическую и историческую значимость, возродится у нас по-настоящему, благодаря общим усилиям всех неравнодушных к истории и культуре своего Отечества.

2007 – 2018
© Веб-студия «Симфософт»

Web Office
© 2011 Роман Тарасов
Мастер оловянных солдатиков - Александр Курунов
Спонсор проекта - Группа компаний "НАПРАВЛЕНИЕ"