Вооружение армии римских царей

Воины фаланги (первый разряд) были вооружены по греческому образцу и носили круглый аргивский щит, бронзовый панцирь, поножи, шлем, копье и меч. Но хотя этруски приняли тактику и вооружение фаланги, в их гробницах находят доспехи и вооружение традиционного типа, включая топоры, которыми едва ли можно пользоваться при тесном строе. Возможно, такое оружие клали в гробницу просто по обычаю. С другой стороны, его вполне можно было применять в поединках один на один — таких, какой показан на скульптурном изображении двух гоплитов из Фалерии Ветерес. Они полностью вооружены по греческому образцу, за исключением кривого кинжала, который сжимает один из бойцов. Однако, какова бы ни была причина для включения именно такого оружия в состав погребального снаряжения, в фаланге его использовать определенно не могли.

Наличие у фаланги италийского доспеха едва ли могло серьезно помешать ее успешному функционированию. Как находки из гробниц, так и изображения подтверждают, что им активно пользовались. На росписи из Чери изображен гоплит в халкидийском шлеме и круглых этрусских нагрудных пластинах. На другом изображении — из Кьюзи — показан гоплит в полном греческом снаряжении, но в шлеме, украшенном перьями по италийскому образцу. Находки из могилы воина в Вульчи (около 525 г. до н.э.) представляют собой пример типичного смешанного вооружения: аргивский щит, италийский шлем типа негау и греко-этрусские поножи.

Несмотря на очень широкое распространение греческого панциря, известно множество находок круглых нагрудных пластин, причем все они, кажется, относятся к первой половине VII в. — возможно, еще до введения фаланги. Однако датировка их существенно затруднена, поскольку происхождение многих из них остается неизвестным. Роспись из Чери, что уже упоминалась выше и которую никак нельзя датировать ранее, чем концом VI в., показывает, что этим же типом доспеха продолжали пользоваться и впоследствии, много позже VII в. Такие же диски изображены на ассирийских барельефах, а более поздние экземпляры обнаружены как в Испании, так и в центральной Европе. Очень похоже, что они восточного происхождения. На росписи из Чери видно, что нагрудные пластины крепились ремнями, вероятно, кожаными. На обратной стороне таких пластин обычно имелось три петли наверху и одна внизу, которые были предназначены для присоединения к ремням.

Самым типичным из всех шлемов, которыми пользовались тогда в Этрурии, являлся шлем типа негау, названный так по имени деревни в Югославии, около которой найдено много образцов последнего. Очень интересный экземпляр такого шлема обнаружили в Олимпии, и теперь он находится в Британском музее. Надпись на шлеме сообщает, что его посвятил в храм Гиерон, сын Дейноменеса, и жители Сиракуз, которые захватили его у этрусков в морском сражении при Кумах в 474 г. до н.э. Самый ранний образец шлема этого типа, который поддается датировке, происходит из «Гробницы воина» в Вульчи (ок. 525 г. до н.э.). Ими продолжали пользоваться, не внося в конструкцию никаких изменений, вплоть до IV, а возможно, и до III вв. до н.э. К внутренней стороне нижней кромки этого шлема приделывалось плоское бронзовое кольцо с отверстиями по внутреннему краю, которое предназначалось для крепления подшлемника; это было необходимо для того, чтобы шлем плотно сидел на голове. Появился этот тип в процессе эволюции целой группы шлемов VI в., которые в данной книге все фигурируют под общим названием сосудообразные (точнее, напоминающие по форме горшок) шлемы. У шлемов этого типа обычно имелся гребень, который шел продольно по верхнему ребру всего шлема. Известно, однако, несколько экземпляров, у которых основание для гребня располагалось поперек (2). Именно такой шлем носили римские центурионы, он же показан на статуэтке спартанского гоплита; имеется держатель для поперечного гребня и на нескольких шлемах, обнаруженных в Олимпии.
Шлемы из этрусских гробниц.
1 — греческий, халкидийского типа. Флоренция, Археологический музей.
2 — италийский, типа негау.
2а — вид изнутри на нижний край шлема (2), на котором можно разглядеть обод с отверстиями, предназначенный для крепления подшлемника. Музей Вилла Джулия. Рим.
3 — типичные этрусские доспехи и оружие. Реконструкция доспеха выполнена по смешанному доспеху, найденному в «Гробнице воина» в Byльчи. Он состоит из аргивского щита, греко-этрусских поножей и италийского шлема типа негау.
4 — наконечник копья типично этрусской формы из Кьюзи (Клузиум).
5 — этрусский наконечник для дротика.
6 — этрусский меч, сделанный по типу греческого меча гоплита. Из Алалии, Корсика.
7 — рукоять подобного же меча, выполненная из дерева и железа из Лорето Апрутино.
8 — наконечник ножен аналогичного меча. Бронза, выложенная изнутри костью. Центральный римско-германский музей. Майнц.
9 — заканчивающийся трубкой наконечник пилума из Вульчи. Ватиканский музей.
10 — типичная этрусская пряжка пояса.
11, 12, 13 — эволюция кривого меча.
11 — меч культуры вилланова из Эсте.
12 — этрусский меч из Алалии на Корсике.
13 — испанский меч (falcata). Британский музей.
14 — роспись из Чери, на которой изображен воин в греческом шлеме и с этрусской круглой нагрудной пластиной.
15 и 16 — верхняя и обратная сторона нагрудной пластины.
17 — обратная сторона нагрудной пластины, на которой виден способ ее крепления.
Невозможно определить сейчас, имел ли такой гребень какое-либо особое значение. Непохоже, чтобы их носили просто старшие по званию — ведь тогда большинство дошедших до нас шлемов должно было бы принадлежать именно им, поскольку для посвящения в храмы брали только лучшие. Существует большое искушение сделать вывод, что поперечный гребень был знаком отличия лохагов; тогда становится ясно, почему его переняли центурионы.

В Италии найдено несколько поножей греческого типа. Самый распространенный тип основывается на греческом стиле VI в., без анатомически оформленного колена. Поножами такой формы продолжали пользоваться столько же, сколько и шлемом типа негау (т.е. до IV — III вв.), и их часто находят вместе.

Значительно дольше, чем в Греции, оставались в Этрурии популярными и защитные доспехи на бедра, лодыжки и ступни, какими пользовались в VI в. до н.э. Значительно более долгий срок просуществовали там и наручи. В течение этого времени этруски приняли на вооружение греческий меч, находки которого на территории Этрурии весьма многочисленны. Изогнутый меч, или копис (kopis), который был распространен в Греции и Испании с VI по III вв. до н.э., возможно, ведет свое происхождение из Этрурии, поскольку именно там были обнаружены экземпляры, относящиеся к VII в. до н.э. Бронзовая сабля из Эсте в северной Италии могла быть предшественницей этого страшного оружия. Это говорит в пользу его италийского происхождения. Этрусские и ранние греческие мечи этого типа были длинным рубящим оружием с длиной клинка около 60—65 см. Более поздние македонские и испанские образцы были коротким рубяще-колющим оружием, длина клинка которого не превышала 48 см. В Этрурии находят множество самых разнообразных наконечников для копий. Широко встречаются длинные наконечники типа вилланова. В гробнице V в. в Вульчи был обнаружен длинный наконечник пилума, заканчивающийся предназначенной для крепления на древке трубкой (9). Следовательно, этим видом оружия в то время уже пользовались.

На протяжении IV и III вв. до н.э. Этрурия продолжала следовать грекам в том, что касалось вооружения, а потому приняла и их позднеклассический стиль. На саркофаге амазонок и на гробнице Джильоли (оба памятника находятся в Тарквиниях) встречаются изображения фракийских шлемов IV в. до н.э. В то время все еще пользовались жесткими льняными панцирями, но зачастую покрывали их металлическими пластинками. Такие прямоугольные, находящие друг на друга пластины ведут свое происхождение из Ассирии; их можно хорошо разглядеть на фресках и на знаменитой статуе Марса из Тоди. На протяжении всего III в. жесткому панцирю из простеганного льна пытались придать большую гибкость. Обычно лен оставляли незакрытым только у пояса и на бедрах, а все остальное — грудь, плечи и спину — усиливали металлическими пластинками. Нижнюю часть живота на них часто прикрывали полукруглые пластины, очень похожие на греческие «митры». Их также покрывали металлическими чешуйками. Изображения таких панцирей часто встречаются на лепных погребальных урнах III в. до н.э. В это же время на урнах появляются и изображения кольчуг. Обычно они сделаны по тому же принципу, что и льняной доспех, и представляют собой приспособление старого доспеха под новый тип воинского снаряжения. Вместе с кольчугой иногда носили и полукруглую нижнюю пластину; такое сочетание скорее всего кельтского происхождения и будет рассматриваться далее.
1 — типичный монтефортинский шлем.
1а — деталь ременного крепления, находящаяся под защищающим шею назатыльником.
2 — часть рельефа из гробницы в Цере, где изображены поножи и шлем монтефортинского типа. Флорентийский археологический музей.
3 — грубый шлем аттической формы, распространенный в Этрурии. Британский музей.
4 — реставрированные поножи, анатомический панцирь этрусского типа, монтефортинский шлем и аргивский щит из гробницы в Орвието.
5 — настенная роспись, изображающая этрусское оружие IV в. до н.э., включая три тяжелых дротика-пилума. Гробница Джильоли, Тарквиния.
6 — итало-коринфский шлем, который находится сейчас в музее Карлсруэ.
7 — воины, изображенные на урне из Кьюзи. На обоих итало-коринфские шлемы: у одного из сражающихся гибкий панцирь, а у второго - анатомический.
8 — короткий железный пилум с плоским язычком из Теламона в Этрурии.
На этрусских скульптурах часто встречается изображение анатомического панциря, который обычно раскрашивался серой краской. Это совсем не обязательно должно обозначать, что их изготовляли из железа; скорее всего такие панцири серебрили или покрывали оловом — именно так продолжали делать позднее в римской армии. Хотя скульптурные изображения анатомических панцирей очень близки по форме к южноиталийским образцам, те экземпляры, что дошли до нашего времени, сильно от них отличаются. Изображение мускулов на них сильно стилизовано, что позволяет легко определить их этрусское происхождение.

В VI в. этруски и другие италийские народы на какое-то время приняли так называемый итало-коринфский тип шлема. Произошел он от шлема коринфского типа, но носился подобно колпаку на макушке. Вероятно, впервые он появился в Апулии. В течение последующих веков именно этот тип чаще всего встречается на различных изображениях и статуях, однако у нас нет никаких археологических свидетельств того, что итало-коринфский шлем просуществовал дольше, чем до V в. до н.э.

Начиная с первой половины IV в. до н.э. в Италии начинает чувствоваться новое влияние, кельтское. Сеноны, которые пришли в Италию около 400 г. до н.э., возможно, принесли с собой и шлем монтефортинского типа. Его быстро переняли этруски, самниты и римляне. Начиная с IV в. до н.э. этот тип становится наиболее распространенным на всей территории Италии. На барельефах относящейся к IV в. гробницы в Черветери изображены шлемы, имеющие характерные нащечники с вырезанным зубцом. Известны экземпляры, где нащечники выполнены в виде трех дисков. Происхождение этой разновидности будет рассматриваться далее. К III в. до н.э. «трехдисковый» тип был полностью вытеснен «зубчатым», который продолжал использоваться вплоть до начала I в. н.э. Сопоставив значительное число находок шлемов именно этого типа и преобладание итало-коринфских шлемов на изображениях и памятниках, можно сделать предположение, что последний тип служил знаком ранга и носили его большей частью офицеры. К этому же времени можно отнести и большое количество очень грубо сделанных шлемов аттического типа со следами глубокой бороздки по нижнему краю, которые находят по всей Италии. Возможно, что они восходят к типу негау.

Полный этрусский доспех был обнаружен в гробнице Семи Комнат в Орвието, рядом с озером Больсена. Он состоит из характерного этрусского анатомического панциря, поножей позднеклассического типа, аргивского щита и шлема монтефортинского типа с нащечниками в форме трех дисков.

Изменения произошли и в области вооружения. Хотя гоплитским мечом все еще продолжали пользоваться, на смену копью пришел тяжелый дротик (или метательное копье) пилум. Он стал главным наступательным оружием римского легиона. У пилума был длинный железный стержень, который крепился к древку, насаживаясь на него окончанием в виде трубки, острого жала (хвостовика) или плоского язычка, крепившегося к деревянному древку одной-двумя заклепками. Пилумом с трубкой, видимо, пользовались в начале IV века, хотя археологические данные не очень надежны. Тип с острым хвостовиком впервые появляется в северной Италии в V веке. Пилум с плоским язычком, по-видимому, изображен на стенной росписи в гробнице Джильоли в Тарквиниях, восходящей к временам первого конфликта Рима с Тарквиниями в середине IV века до н.э., но наиболее ранняя археологическая находка восходит к концу III в. и была сделана в Теламоне, в Этрурии. Происхождение этого типа неясно — гробница Джильоли появилась ранее самнитских войн, а потому непохоже, чтобы римляне заимствовали этот тип у самнитов, как то считалось прежде.
Источник: Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000.  Перевод: С. Лопухова, А. Хромова.
Материалы предоставлены проектом "Римская слава"
2007 – 2018
© Веб-студия «Симфософт»

Web Office
© 2011 Роман Тарасов
Мастер оловянных солдатиков - Александр Курунов
Спонсор проекта - Группа компаний "НАПРАВЛЕНИЕ"